МЕНЮ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Image

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Image

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №87 ГОРОДА КУРСКА

Image

Почему малыш рисует чёрным

Информация для родителей от педагога-психолога

Ушаковой Юлии Владимировны

 

«Почему малыши рисуют черным…»

Черно-белые картины малышей.

У родителей часто вызывает тревогу, что еще толком не рисующий ребенок выбирает черные, коричневые цвета или просто смешивает все краски в кучу и получается опять - таки темный, хмурый и грустный цвет! Родители ведь четко знают, что рисуя ребенок «обязательно» отражает своё внутреннее состояние – на эту тему огромное количество тестов и публикаций, и ведь действительно начинаешь переживать за своего любимого малыша – мы ему и то, и это, а он только черную краску выбирает… А все оказывается гораздо проще: если ребенку 2-4 года, он познает мир и передает его на бумагу как можно ярче и контрастней, а вовсе не с желанием максимально правдоподобно передать цвета и оттенки. Рисуя черный мандарин, ваш малыш хочет донести лишь то, что мандарин круглый и это мандарин, а цвет у него самый яркий! Если у ребенка убрать черные краски и фломастеры, он может просто отказаться от рисования, потому что его глазу недостаточно контраста, в этом случае можете просто попробовать давать малышу цветную бумагу для рисования. Так что повода для беспокойства нет, главное чтобы этот процесс доставлял ему удовольствие, а любимые родители всегда подбадривали своего юного художника!

Цветовое решение рисунка.

М. Люшер: создал методику, основанную на интерпретации основных цветов. Основная ее идея заключается в том, что все люди (и живые организмы) живут и действуют в примерно одной и той же цветовой среде. Поэтому ряд типичных жизненных ситуаций происходит при доминировании тех или иных цветовых тонов. Например, синий цвет неба объясняется нашей  пассивностью и бездеятельностью, красный цвет (огонь, кровь, зрелая пища и т.д.) сочетается с нашей высокой активностью и т.д.

Другие мнения: тест Люшера не воспринимают, так как  ни в одном из руководств к цветовому тесту даже не упоминаются процедуры проверки надежности работы теста. Предлагаемые М. Люшером способы обработки и оценки данных тестирования содержат неточности, позволяющие интерпретировать одни и те же данные прямо противоположным образом по произволу экспериментатора.  Все это делает работу с цветовым тестом похожей на гадание.

Вывод: Причины использования ребенком того или иного цвета столь разнообразны, что желательно воздерживаться от искушения давать однозначную интерпретацию цветового решения детского рисунка. Каждый ребенок обладает интуитивным, спонтанным и сугубо индивидуальным чувством цвета, и часто его видение и ощущение цветов совсем не совпадают с признанной среди психологов.

Рассмотрим более подробно выбор ребенком цвета:

фактор предпочтения

Во многих случаях дети выбирают какой-нибудь один цвет, и весь рисунок выполняют только в этом цвете.

Например, если ребенку нравится красный цвет, он будет им рисовать, совершенно не обращая внимания на то, соответствует данный цвет существующим предметам или нет.

Он может нарисовать красное море или желтое дерево, не стараясь отразить “объективную  реальность”.

Вообще, дети с удовольствием “играют в цвет”. Поэтому, если в рисунке “Моя семья” ребенок изображает отца всегда только в черном костюме, это может свидетельствовать не столько о том, что взаимоотношения с отцом вызывают в ребенке чувства подавленности, страха и огорчения (что следовало бы из теста по Люшеру), сколько о том, что у отца есть черный спортивный костюм, в котором его наиболее часто ребенок видит дома.

социокультурный фактор

Деревенские дети чаще рисуют природу, подбирая реальные цвета.

Городские дети в основном используют яркие цвета либо в результате обучения, либо вследствие проявления внутренне-спонтанного ощущения цвета, присущего ребенку.

принадлежность к определенной этнической группе

Например, в Китае белый – это цвет траура и печали, тогда как во многих других культурах белый цвет ассоциируется со свежестью, чистотой, прохладой, холодом (белый снег).

Для финнов синий цвет может ассоциироваться с верностью, надеждой и свободой (цвет национального флага). Для русских синий цвет может олицетворять различные и подчас противоположные состояния: цвет неба и моря, цвет василька – положительные; негативные – отсутствие возможности в проявлении индивидуальности (синяя униформа), ассоциации с тоской, печалью, грустью.

Красный цвет тоже имеет разночтения в различных культурах. Для европейцев это цвет, символизирующий агрессивность, напор, возбуждение. Для русских красный – это красивый, выражающий также активность, борьбу, победу.

Таким образом, чрезвычайная многозначность в интерпретации цветового решения детского рисунка требует индивидуального подхода к каждому.